Задача ремонтной службы
предприятия — обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его
модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение
культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и
снижение затрат на его выполнение.
Ремонтную службу
предприятия возглавляет отдел главного механика предприятия (ОГМ). Структура
ремонтной службы представлена на рис.3.
Функции ремонтной службы
предприятия:
- разработка нормативов
по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования:
- планирование ППР;
- планирование
потребности в запасных частях;
- организация ППР и
(ППО), изготовления или закупки и хранения запчастей; оперативное планирование
и диспетчирование сложных ремонтных работ;
- организация работ по
монтажу, демонтажу и утилизации оборудования;
- организация работ по
приготовлению и утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ).
- разработка
проектно-технологической документации на проведение ремонтных работ и
модернизации оборудования;
- контроль качества
ремонтов;
- надзор за правилами
эксплуатации оборудования и грузоподъемных механизмов.
Система
планово-предупредительного ремонта (ППР).
Система ППР- это комплекс
планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору,
обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный
характер, т.с после отработки каждой единицей
оборудования определенного количества времени производятся профилактические
осмотры и плановые ремонты его: малые, средние, капитальные. Чередование и
периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его
конструктивными и ремонтным и особенностям и и условиям и эксплуатации.
ППР оборудования
предусматривает выполнение следующих работ:
- межремонтное
обслуживание;
- периодические осмотры;
- периодические плановые
ремонты:
- малые;
- средние;
- капитальные.
Межремонтное
обслуживание — это повседневный уход и надзор за оборудованием, проведение
ремонтных работ в период его эксплуатации без нарушения процесса
производства. Оно производится во время
перерывов в работе оборудования (в нерабочие смены, на стыке смен и т.д.)
дежурным персоналом ремонтной службы цеха.
Периодические осмотры —
осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции,
проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием
часов.
Периодические плановые ремонты.
Малый ремонт — детальный
осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление деталей, требующих замены
при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и составление
дефектной ведомости для него (ремонта),
проверка на точность, испытание.
Средний ремонт — детальный осмотр, разборка отдельных
узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после
ремонта.
Капитальный ремонт — полная разборка
оборудования и узлов, детальный осмотр, протирка, замена и восстановление
деталей, проверка на технологическую точность обработки, восстановление
мощности, производительности по стандартам и ТУ.
ППР осуществляется по
плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:
- продолжительности
ремонтного цикла;
- продолжительности
межремонтных и межосмотровых циклов;
- продолжительности
ремонтов;
- категорий ремонтной
сложности (КРС)
- трудоемкости и
материалоемкости ремонтных работ.
Ремонтный цикл — это
период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого
капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами.
Структура ремонтного
цикла —это порядок чередования ремонтов и осмотров,
зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных
особенностей и условий эксплуатации. Например, для агрегатных финишных станков
структура ремонтного цикла имеет следующий вид:
где К
— это капитальный ремонт (или ввод оборудования в эксплуатацию);
С — средний ремонт;
М — малый ремонт;
О — осмотр;
1, 2, 3 б — порядковый
номер ремонта в цикле.
Продолжительность
ремонтного цикла — промежуток времени между двумя капитальными ремонтами.
Категория ремонтной сложности
(КРС) присваивается каждой единице оборудования. В качестве ремонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта
токарно-винторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности
для единицы ремонтной
сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по видам работ:
- слесарные,
- станочные;
- прочие (окрасочные,
сварочные и др.).
Категория ремонтной
сложности для механической и электрической частей оборудования рассчитываются
отдельно.
Категория ремонтной
сложности универсального оборудования определяется по справочнику.
КСР специального
технологического оборудования (a р.с)
определяется трудоемкостью ремонтных
работ: где tiслес— норма времени выполнения каждой слесарной
операции, в нормо-часах; tрслес — норма времени на одну ремонтную единицу
капитального ремонта оборудования, в норма - часах; м — типовой перечень
слесарных работ (с указанием процентов замены изношенных важнейших деталей),
выполняемых при проведении капитального ремонта.
Для большинства
оборудования в машиностроении и приборостроении норма времени на одну ремонтную
единицу равна:
- 23 часа для
механической части оборудования;
- 11 часов для
электрической части.